Закончилась 9-я выставка
"Российский Hi-End", проходившая в alma mater российской акустической
научной мысли - МТУСИ с 1 по 7 октября 2003 года. Вот уже 9 лет подряд
мы имеем возможность видеть, а, главное - слушать, слушать, и еще
раз слушать все новые разработки отечественных инженеров.
"Российский Hi-End" -
уникальная выставка, аналогов которой нет и, думаю, не будет в мире.
Она существует уже 9 лет за счет таланта и творчества, благодаря энергии
и энтузиазму организаторов выставки и инженеров-разработчиков высококлассной
звукоаппаратуры со всей России. Выставка является некоммерческой в
нашем, увы, ставшем чересчур коммерциализованном, мире, и она по праву
стала праздником для тех, живет Звуком и посвятил ему себя.
На торжественном открытии
выступил Мишенков Сергей Львович, открывавший все выставки, начиная
с 1996 года, один из опытнейших специалистов и ценителей высокачественного
звучания, доктор технических наук. Официально открыл работу выставки
традиционным разрезанием ленточки проректор по научной работе МТУСИ
Алешин Виктор Сергеевич.
Выставка уникальна и тем,
что каждый год посетители и сами экспоненты имеют возможность послушать
звучание выставленных экспонатов в специальном зале прослушивания.
Ответственный секретарь оргкомитета, руководитель Акустического центра
МТУСИ Свобода Дмитрий Георгиевич считает, что только зал прослушивания
дает возможность всем присутствующим объективно оценить качество звучания
представленных акустических систем и компонентов звукового тракта
Hi-End, поэтому ежегодно специально оборудует помещение. Заранее составляется
график прослушивания, разработчики представляют на суд зрителей свою
аппаратуру. Любой слушатель может принести свои собственные диски
для прослушивания и предложить поставить любую запись, ведь на знакомом
материале проще оценить достоинства или услышать недостатки системы.
Поэтому зал всегда полон вне зависимости от того, первый или пятый
раз участвует в выставке фирма-производитель. Как правило, оценить
звучание на других выставка практически невозможно из-за отсутствия
нормальных условий для прослушивания в общем зале или в гостиничных
номерах, когда все звуки смешиваются, стоит шум, гам, да и сами помещения
не приспособлены для прослушивания.
В рамках выставки 2 октября
состоялся научно-технический семинар по прикладным проблемам акустики
и звуковоспроизведения. Традиционно этот семинар организуется кафедрой
Радиовещания и электроакустики МТУСИ и Российской (Московской) секцией
Международного общества инженеров-акустиков. Его вели сопредседатели
заведующий кафедрой Радиовещания и электроакустики профессор Венедиктов
М.Д. и руководитель одного из направлений Международного общества
инженеров-акустиков А.С Гайдаров.
Семинар был посвящен 100-летию
со дня рождения российских ученых-акустиков В.В.Фурдуева, И.Е.Горона
и М.А.Сапожкова, которые в разное время работали на этой кафедре.
Об их жизни и о дне рождения одного из столпов российского Hi-End'а
Владимира Иосифовича Шорова вспоминал доктор технических наук Мишенков
Сергей Львович.
В.В.Фурдуев, И.Е.Горон
и М.А.Сапожков - легенды, основоположники фундаментальных знаний акустической
науки. В. В. Фурдуев был академик-теоретик, например, его учебник
по электроакустике, который в просторечии называли "зеленый Фурдуев"
до сих пор остается эталоном учебника, который должен быть у вуза.
М. А. Сапожков в своей
книге "Речевой сигнал в кибернетике и связи" разработал основы разборчивости.
Одним из достижений Михаила Андреевича является его вклад в особую
часть прикладной акустики. Он занимался вокодерными речевыми системами,
позволившими добиться оптимальной разборчивости на дальних каналах
связи.
Исаак Евсеевич Горон был
ученый-практик, умевший воплотить любые идеи в реальную действительность.
Он построил Радиодом на Качалова, 24, и до сих пор в нем идут записи
не очень больших симфонических оркестров. И.Е. Горон еще до войны
впервые в СССР в актовом зале МТУСИ проводил эксперименты по трехканальной
стереофонии.
Владимир Иосифович Шоров
по складу личности, как и И.Е. Горон, был ученым-практиком, проводил
исследования, автор работы "Метрология акустической камеры", создатель
своеобразных акустических систем, чьи идеи и сейчас находят свою реализацию
в различных современных разработках, что на практике доказала и эта
выставка.
4 октября на выставке
был очень оживленный день. Проходили соревнования по Car Audio, любимому
и выпестованному детищу Дмитрия Георгиевича Свободы. Желающие принять
участие регистрировались уже с самого утра. Всего в соревнованиях
приняло участие около 30 машин, и к обеду судейские команды закончили
свою работу. Всем победителям в разных номинациях Дмитрий Георгиевич,
как всегда, с блеском, юмором и находчивостью, вручил многочисленные
призы. Не остались без подарков даже судьи, работавшие в категории
"FSQ in", в том числе футболочка досталась и мне, уже во второй раз
по приглашению г-на Свободы принимавшей участие в судействе в этой
категории.
В этом году мое участие
в судействе соревнований по Car Audio совпало со сбором нашей конференции,
поэтому мы с Дмитрием разделились. Пока я судила, он встречал всех,
кто захотел придти, потусоваться, пообщаться, посидеть в кафе МТУСИ
на 1-м этаже. Немного позже к нашей компании присоединилась и я, и
мы продолжили наш праздник.
Что ж, выставка явно удалась,
все, кто хотел, за неделю все посмотрели, послушали и купили прямо
на стендах то, что понравилось. Праздник состоялся благодаря усилиям
и слаженным действиям оргкомитета во главе с Дмитрием Георгиевичем,
за что им огромное спасибо. От себя мне остается добавить, что я очень
хочу посетить в следующем году, вместе со всеми вами, 10-ю юбилейную
выставку "Российского Hi-End'а".
Наталья
Хральцова
10.10.2003г.