CES (Consumer Electronics Show) - выставка потребительской
электроники, проходящая ежегодно в начале года в отелях Лас-Вегаса,
объединяет производителей электроизделий от радиобудильников до компьютеров
и холодильных машин.
Отель "Алексис Парк", расположенный недалеко от центра
(в Лас-Вегасе всё недалеко от центра) и всё-таки на окраине города,
с одной стороны соседствует с аэропортом, непрерывно принимающим самолёты
с желающими обогатиться в бесчисленных казино и отправляющим самолёты
к ПМЖ туристов, уже облегчивших свои кошельки. С другой - отелем и
кафе "Hard Rock" с кафтанами Джимми Хендрикса и разбитыми "Стратокайстерами"
звёзд Вудстока. Уже много лет в начале года Алексис Парк отводится
для демонстрации новых технических и коммерческих достижений в аудио.
Сам отель мало похож на традиционный отель мегаполиса, в то же время
характерен для города развлечений - это целая деревенька из двухэтажных
корпусов, оштукатуренных в технологии украинских мазанок, расположенных
двумя меандрами, между которыми находятся бассейны с голубой водой,
пальмы и т.д. Всего около 30 корпусов, с двух- и однокомнатными номерами.
Вход на первые этажи прямо с улицы, на вторые с галереи, что удобно
для посетителей и эксибитеров при установке своих экспозиций. Температура
воздуха днём - до 75 по Фаренгейту. Самое авторитетное и крупное аудиошоу
в США. Естественно, и Европа, заинтересованная в бездонном рынке этого
континента, им отнюдь не брезгует.
|
|
Центр Лас-Вегаса. |
Внутренний дворик отеля Алексис
Парк. Справа стенд с караудиотехникой Маккинтош и БМВ, напичканое
этой техникой. |
Новость CES2003.
По крайней мере для меня. Нет больше В. Шушурина, известного всем
российским радиолюбителям и аудиофилам конструктора усилителей. Король
аудио умер - да здравствует король! Владимир получил американское
гражданство и взял свою настоящую фамилию Ламм.
Наши на CES2003.
К сожалению, из эксибитеров в этом году с бескрайних просторов России
не было никого. В прошлом были новосибирцы с позолоченными усилителями.
В этот раз "Советский Союз" представляли эстонская фирма "Audes",
"осколок" известного в прошлом ПО "Пунане Рэт", выпускавшего радиолы
"Эстония", а также белорусская фирма "Sound-e-Motion"
Юрия Чернышева. Зато русскую речь частенько можно было услышать среди
посетителей. Присутствовал С.Таранов, подаривший толстенный последний
"АМ", были замечены представители Автозвука, крупных и не очень оптовых
фирм, торгующих аудио, просто гости. Из местных "наших" приходили
отец и сын Ароновы, Алекс Войшвилло, у него сейчас не самый лёгкий
период в жизни, т.к. "Сервин Вега", где он трудился разработчиком,
таки накрылась, в связи с чем встал вопрос перетрудоустройства. Появлялся
Леон Ривкин, совладелец виртуального аудиожурнала "Stereo Times".
|
|
Директор эстонской фирмы AUDES
Игорь Тюрин и поставщик фурнитуры для АС из Тайваня. |
Экспозиция белорусской фирмы
"Sound-e-Motion" |
Мат.часть CES2003.
А чего только там не было… Всё, что бывает описано в журналах, от
"Стереофайла" до "Аудио и Видео", можно было увидеть и при желании
послушать в "Алексис Парке". География соответственно полная - от
Японии и Азии, до Европы и Америки.
|
|
Вариант акустического и эстетического
оформления комнаты. |
Вариант акустического оформления
помещения совмещённый с банерами. |
Звук на CES2003.
Звука было много и почти в каждом номере. Я заметил только две фирмы,
у которых нельзя было попробовать компоненты в действии. Это - "Аркам"
и "Конрад Джонсон". В их номерах аппаратура красовалась на стеллажах,
но не была подключена. С одной стороны - вариант беспроигрышный. Что
же касается систем звучащих, то они частенько вызывали смешанные чувства.
Бородатый анекдот.
-Что такое смешанные чувства?
-Это когда ваша тёща падает в пропасть в вашем новом Кадиллаке .
Большинству "форумцев"
известно, что важнейшей составляющей хорошего звучания аудиосистемы
является помещение, в котором она установлена. Стандартный гостиничный
номер в этом смысле - место не самое подходящее. Многие, я их называю
чистыми дилерами, вообще не заморачивались на этой проблеме, просто
ставили "товар лицом", включали в сеть и давали звук. Некоторые, видимо,
прибегали к помощи спецов-консультантов, у них на коврах скотчем были
отмечены места установки АС, зачастую совершенно безграмотно. Третьи
пичкали помещения специальными атрибутами для исправления неблагоприятной
акустики и приспособлениями для подавления резонансов, что тем не
менее, нисколько не страховало их от отвратительного звучания. В очередной
раз я убедился, что чем лучше аудиосистема, тем меньше на неё влияет
помещение, естественно, при грамотной расстановке компонентов. Вторым
камнем преткновения на таких выставках бывает подбор фонограмм для
демонстрации. Случались такие ситуации. Хорошая дорогая аппаратура,
но совершенно не правильно расставлена. Оптимально расставленная техника,
но ужасная, дико "орущая" фонограмма. Помещение нашпиговано "ловушками
баса", "убийцами резонансов", а звука всё равно нет. Если учесть ещё
и огромное количество непрерывно идущего народа, то оценка потенциала
аудиотехники в подобных ситуациях не всегда могла быть объективной.
Или такой случай. Когда я зашёл первый раз в конце дня в номер пресловутого
"Аудионота", народа не было. Мэтр П.К-труп оживлённо беседовал с каким-то
господином. Не громко звучал CD с ремастированной музыкой (м.б. уважаемого
АМЛа?). Только я "положил" ухо, как Мастер совсем выключил звук, чтобы
он не мешал их беседе, из которой доносились слова РАША, ЕЛЦЫН. Я
тоже не стал мешать обсуждению глобальных проблем, тем более, что
пора уже было двигать на ужин. На второй день по его номеру сновали
тучи каких-то людей, на всём, на чём не стояла аудиотехника, стояли
бутылки с различным алкоголем, и послушать серьёзно опять не получилось.
Вообще размер выставки таков, что скрупулёзно осмотреть и "ослушать"
все экспозиции не хватит и двух дней. Поэтому я здесь излагаю субъективные
ощущения в определённое время в определённом месте, а москвичи и гости
столицы очень скоро смогут увидеть и услышать всё это у себя.
|
|
Комната Кондо. |
Комната Награ. |
Что меня приятно впечатлило? Во первых, конечно, система
упомянутого Ламма. Всё было по уму подобрано, расставлено, подогнано.
CD проигрывал С.Е.С. TL-1X, была и LP вертушка. Усилители ламповые
на 6С33С бай-ампингом. По басу в классе АВ - 80 Вт, остальное -18
Ваттники в классе А. И всё это - на "Вильсон Пуппи 7" шлангами от
"Stereovox". Хотелось слушать и слушать. Примерно та же система, но
с "Кхармами" была в другом номере, но чего-то не хватало… Второй наш
бывший соотечественник, известный аудиобизнесмен и девелопер, г-н
Виктор Кхоменко, тоже нагружал полный набор своей электроники на упомянутые
"Вильсон Пуппи". Звучало громко! К слову, о Ламме. Его усилители использовались
ещё в одной системе на альтернативной CES, но менее масштабной аудиовыставке
- Т.Н.Е. (The Home Entertainment), которая проводится практически
одновременно и располагается неподалеку, в отеле "Сан Ремо". Там звук
издавали огромные "фанерные" рупорные системы. Говорил, Владимир,
что бы одни мы туда не ходили, а договорились с ним о личной демонстрации,
т.к. по его словам, находящиеся там дилеры не способны раскрыть и
продемонстрировать все возможности этой системы. Но… Не смогли мы
по объективным обстоятельствам последнего дня выставки сговориться
с г-ном Ламмом и посетили его третью экспозицию без него. Наверное,
он был прав, потому что впечатление выражалось тремя словами - ну
и что?… Хорошим авторским звуком порадовала "Награ". Интересное впечатление
произвели сверхчувствительные "однотрубники" "Авангард Акустик Соло"
с однотактником. На акустической музыке ощущалась такая "телесность"
исполнителей, что казалось, они присутствуют в комнате, правда, в
среднем регистре изрядно "подзванивало". Загадочно и, как-то недосказанно,
звучала "комната Квод" - электростатики с усилителем "Квод 2". Очень
приятное впечатление оставил номер Кондо. Самого мэтра не было, но
его молодые сподвижники, подключив колонки их земляка Тосихико Татематсу
к двухтактному "серебряному" усилителю "Гаку ОХ" (наверное, комплектация
Хавина ,
правда, трехсотки были Кей Аровские) получили очень приличное звучание
без всякого дополнительного оформления помещения. Хорошие двухтактники
имеют право на жизнь. Что впечатлило с противоположным знаком? Топовые
моноблоки-однотактники "Кэри Аудио Дизайн" совершенно не звучали с
SACD Сони. В номере "Мэнли Лабс" технику представляла "одноименная"
мадам Ева-Аня, которую в местной аудиопрессе называют "королевой ламп"
и "богиней термоэмисии". С аналогового проигрывателя через лучший
предкорректор сигнал шёл на новые 250 Ваттные моноблоки. Использовались
АС с 5 динамиками "во фронте" и ещё 4 вуферами на боковых стенках.
Звучало очень резко и визгливо.
|
|
Комната Мэнли Лабс. |
Мистер Джей-Джей (слева) - владелец
одноименной "ламповой" фирмы. |
Прочие полезные вещи.
Радиолампы были представлены в широком ассортименте
- российские, чешские, словенские, китайские. Цены доступные. Квартет
EL34 от$25 до 30. Была возможность сравнить "ёлки". Хорошо отобранный
квартет Светланы звучал лучше JJ. Не плохо звучат китайские Ruby EL34
STR, кроме того отлично смотрятся c увеличенным объёмом колбы. Трехсотки
$50. Для аудиоманьяков NOSы, но, естественно, на порядок дороже. Большой
выбор ламповых панелек и фурнитуры. Глазурованая керамика - от $0,8
для пальчиковых до рупь-шестьдесят местных баксов для октальных, в зависимости
от металла и покрытия выводов. Для 300В по $4.6. Предлагали и тефлон/серебро
по $35-40. Музыкальные консервы присутствовали в большом количестве.
Аудиофильские пластинки CD, золотые и обычные от$12 до 20, LP до $35.
Репертуар - разнообразнейший, на любой вкус. Полезный CD для настройки
и прогрева фонокорректоров раздавал бесплатно "Гранит Аудио". На пластинке
записаны сигналы с уровнями соответствующими коррекции RIAA и несколько
музыкальных произведений. С таким CD для настроя и оживления фоно не
обязательно "пилить винил".
Репортажи с CES2003 можно посмотреть также на
http://www.enjoythemusic.com/ces2003/
http://www.stereotimes.com/ces2003perry.shtm http://www.6moons.com/industryfeatures/ces_2003/ces2003_2.html
Ник
Шус
03.02.2003г.