Написать данную статью
меня побудило наличие достаточно большого количества данных аппаратов
у населения, которое не хочет расставаться с катушечником по многим
причинам. Одна из причин - это ностальгия по своему бурному прошлому,
но есть и еще одна, незначительная на первый взгляд, причина - это
звучание катушки по сравнению с компакт-диском.
Есть еще одна достаточно
редкая причина - это большая фонотека на катушках, но об этом потом.
Итак, попало ко мне два совершенно замечательных магнитофона: один
- это "Олимп-005" , второй - Электроника 004 , да еще и со схемами
в придачу.
Немного изучив схемотехнику, выяснилось, что Олимп 005 , это не "рожденный
в СССР", а, скорее, "мёртворожденный".
Глядя на схемотехнику
"Олимпа", я просто диву давался ширине технической глупости, которая
в нем представлена, а именно: при наличии в стране огромного количества
металлургических комбинатов изолировать звуковые платы от цифровых
металлической перегородкой никому не пришло в голову.
В питании применили общий
стабилизатор, как для цифры, так и для звука, но и это не все - для
операционных усилителей 157 серии, у которых номинал питания 15 вольт,
питание подали почему-то 13 вольт.
На входе поставили известный
по аппаратам 2 и 3 групп сложности операционный усилитель УЛ, и все
это на моноплатах, в общем, отстой полный, сделать конфетку можно,
но достаточно большими усилиями.
В то же время, схемотехника
и просто конструктивные решения, примененные в "Электронике -004",
просто радовали своим качеством и удобством, а это:
1. в управлении минимум микросхем,
2. индикатор, хоть и уродливый, зато "не фонит", как в "Олимпе",
3. все блочно-модульное, то есть, хочешь сделать изменения в каком
либо блоке - выдергивай и изменяй, надоело - просто вставил, и все.
Удобно!
Вдоволь налюбовавшись,
я решил, что переделывать буду "Электронику- 004" , причем задался
целью - переделки свести к минимуму финансовых затрат.
В итоге получилось весьма замечательное звучание, которое меня устраивает
даже больше, чем "Akai 646" , как по звуку, так и по обращению с пленкой.
"Электроника" с пленкой обращается нежно, а у "Akai" с этим делом
погрубее будет.
Итак, все, у кого есть
данный аппарат, есть желание улучшить его звук минимум вдвое - берите
в руки его схему и читайте, заглядывая в нее, все обозначения я буду
приводить по оригинальной схеме.
Во-первых, это - механика,
тут ничего сложного, просто почистить и смазать, но не просто смазать,
а хорошим маслом.
На сегодняшний день лучшее масло моторов - это автомобильное масло,
которое максимально защищает автомобиль при холодном пуске (кажется,
торговое название "Магнетик").
После того, как все вычищено
и смазано - регулировка головок.
Здесь все просто, если есть лента ЧВН, если нет, то сойдет запись
на заведомо отстроенном магнитофоне.
Теперь о самом главном
- о звуке.
Самое дорогое - это поменять все электролитические конденсаторы на
иностранные, причем, если конденсатор стоит по питанию, смело ставьте
на вдвое-трое большую емкость, если звук - на удвоенное рабочее напряжение,
чем больше рабочее напряжение, тем меньше утечка.
Далее по порядку:
- усилитель воспроизведения.
Если есть деньги,
меняйте родной к553уд2 на LM301A - выигрыш почувствуете сразу, тем
более что он - полный аналог нашей микросхеме, вот только по шумам,
входному сопротивлению и скорости нарастания во много раз лучше.
Далее вместо катушки фильтра-пробки
устанавливаем перемычку.
Конденсатор с21 меняем на 100-150 пф. С22,С23 и С24 просто выпаиваем
и выкидываем.
После этого вы начинаете слышать много нового со своих старых записей.
Если есть время и желание,
подберите конденсатор, включенный параллельно головкам, если нет времени
- ставьте 47пф, не ошибетесь.
Теперь ваш УВ воспроизводит с легкостью частоту примерно до 35 кгц.
Однако после слепых тестов
выявилась некоторая зажатость звука по сравнению с "Akai". Причина
была найдена, и ею являлась микросхема - коммутатор каналов, она заметно
снижает динамический диапазон тракта.
Итак, если нет денег и не нужен реверс - коммутатор долой, вместо
него перемычку. Если деньги есть, покупаете реле РЭС49 на 12 вольт
и ставите вместо коммутатора, включив реле в цепь коллектора соответствующего
транзистора, при этом заменив КТ315 на более мощный транзистор.
- усилитель выходной.
Тут тоже все просто: надо кое-что просто выкинуть. Выкусываем D1,
R1, R2, C2, VD1, зачем оно надо, я так и не понял, а то, что звук
стал прозрачнее, заметно.
Еще можно выкусить диоды, которые стоят по питанию транзисторов усилителя
линейного выхода - назначение их тоже непонятно, хотя на звуке никак
не отразится.
- процессор противошумный.
На ваше усмотрение поменяйте убогие керамические конденсаторы на что-либо
пленочное.
- усилитель записи
предварительный.
Вот это - самое главное в магнитофоне, что портит звук. Если вам не
нужен микрофонный усилитель, а 99,99% населения он не нужен, то его
выкидываем, попутно выкидывая микшер и все, что к нему относится.
Выкусываем A1,A2,A3,A4 вместе с их обвязкой. Выкусываем VT1,2 и их
обвязку. В итоге у вас осталось А5 А6 С18-19 С15,С17, R23-24 R25-26
, ну и конденсаторы по питанию. Сигнал от регулятора уровня теперь
надо подать на R23 24, при этом вместо R 20 и 22 - поставить перемычки.
Микросхемы также меняем на LM301.
Теперь меняем сопротивления, которые припаяны на входной разъем. Вместо
них ставим 100Ком.
То, что вы теперь услышите, поразит вас своей прозрачностью, незажатостью
и легкостью. Кстати, звук конкретно портили входные микросхемы, которые
являлись фильтрами высоких частот (А1-4)
- блок управления.
На шины питания напаяйте несколько электролитических конденсаторов
10-47мкф - это навсегда обезопасит вас от сбоев логики.
- блок управления двигателем.
Тут все нормально, только регулирующие транзисторы установите на термопасту,
а то радиатор не совсем ровный.
Вот и все ! Затраты -
копеечные, а эффект - поразительный! Успехов!
Елфимов
Павел
14.10.2003