Предусилитель-корректор RIAA "PHARAON".
Вступление
Предусилитель-корректор"PHARAON"
был создан на основе моих представлений о звуке и элементной базе,
а именно - только двублочная конструкция, трансформаторные каскады,
кенотронные выпрямители, могучие дроссели, батарейное сеточное питание,
отсутствие местной и общей ООС. Эти представления не претендуют на
истину в последней инстанции, поэтому принимаются любые возражения
и дополнения по конструкции. Название также довольно громкое, но внешний
вид говорит сам за себя.

Технические
характеристики
Полоса
усиливаемых частот (по уровню -0,5дб) - 14Гц - 30кГц.
Точность следования RIAA - 0,5дб.
Входная чувствительность (ММ) - 5мВ.
Входная чувствительность (МC) - 0,25мВ.
Отношение сигнал-шум - 73дб.
Перегрузочная способность - 36дб.
Разделение каналов - 60дб.
Максимальный неискажённый выходной сигнал - 20,5В.
Выходное сопротивление - 16Ом.
Коэффициент усиления - 46дб.
Масса блока питания - 14кг.
Масса предусилителя-корректора - 9кг.
Особенности
конструкции корректора
Данная
конструкция обладает большой сложностью: огромным количеством намоточных
элементов, а именно трансформаторов и дросселей. Сразу оговорюсь,
что в данной конструкции нет ни одного покупного моточного изделия:
ВСЕ силовые и звуковые трансформаторы, а также дроссели в цепях питания
рассчитаны и намотаны мной лично, поэтому изготовление данного корректора
заняло около года. Все трансформаторы и дроссели прошли вакуумную
пропитку (за исключением входных МС-трансформаторов) и заключены в
пермаллоевые экраны. Вся силовая проводка выполнена серебрянным проводом
во фторопластовой изоляции сечением 0,35 кв.мм., позаимствованным
у отечественной военной промышленности. Все конденсаторы отобраны
по тангенсу угла потерь и токам утечки, а также подобраны по ёмкости
в пары поканально. Несущей основой (шасси) для блоков питания и предусилителя
являются фрезерованные и полированные алюминивые листы толщиной 8мм,
которые вкладываются сверху в корпуса, изготовленные из красного дерева.
Свободные места на шасси и внутренняя поверхность корпусов обработаны
листами автомобильного вибро- и шумоизолятора "Noisebuster".
Кабель
питания, соединяющий два блока, также выполнен серебрянным проводом
в посеребрянном экране. Каждая лампа в корректоре получает анодное
питание по своему отдельному проводнику, что снижает перекрёстные
искажения. Накалы на две выходные 6B4G (6C4C) и остальные лампы поступает
по своим проводникам, выполненным в виде витой пары. Кабель помещен
в пластмассовый гофр и усажен термоусадкой. На концах кабеля питания
висят завинчивающиеся воячечные разъёмы 30Б32Ш1У2 с позолоченными
контактами.
Особенности
схемного построения корректора
Собственно,
каких-то особых хитростей в схеме нет. Конструкция представляет собой
трёхкаскадный усилитель с анодными трансформаторными нагрузками с
разнесённой по каскадам цепью коррекции RIAA. Элементы R2 и С1 формируют
АЧХ в области верхних частот, а цепь R3, R5, С2 - в области нижних
частот. Сеточное смещение на всех лампах реализовано с помощью батареек:
на первом каскаде стоит элемент 1,5В типоразмера "АА", на втором -
литиевый элемент 3,0В "Panasonic" типоразмера С2430, на третьем -
четыре последовательно соединённых 12 вольтовых батереи типоразмера
23А. В процессе настройки звука пробовались подгрузка батареек высокоомными
резисторами и шунтирование конденсаторами "Black Gate", а также плёночными
кондёрами "Wima" - прослушивание показало, что чем меньше "дерьма",
тем лучше - при шунтировании конденсаторами появлялась какая-то сухость
и небольшая грязь на верхних частотах.


Катоды
всех ламп жёстко сидят на "земле"- никаких катодных резисторов и конденсаторов
- это ещё один мой незыблемый принцип. Все анодные звуковые трансформаторы
намотаны на разрезных ленточных сердечниках сечением 8кв.см. и помещены
в пермаллоевые экраны, сваренные лазерной сваркой и покрашеные высокотемпературной
порошковой краской. МС-трансформаторы намотаны на пермаллое 79НХ сечением
2,5кв.см. и заключёны в пермаллоевый экран. Трансформаторы имеют отводы
для головок 3, 10 и 30 Ом и повышают входной сигнал в 20раз. Полоса
пропускания их составляет 14Гц(0дб) - 50кГц(-1,2дб). Так как в основном
используется МС головка DV-20XL профессора Таминари, в корректоре
распаяны 30-омные отводы.
Первый
каскад построен на лампе 6Ж52П, включённой в триод. Почему именно
она? Во-первых, изначально ставилась задача построить именно трансформаторный
входной каскад и при этом получить максимальное усиление при малом
уровне шумов и "микрофона", а на эту роль подходят далёко не все лампы;
во-вторых было спаяно и отслушано несколько вариантов входного каскада
на октальных и пальчиковых лампах (6Н8С,6Н9С,6С3П,6С4П и Е88СС и т.д.)
- в итоге выбор пал на 52-ую вследствие мощного, динамичного и музыкального
звучания и очень малого шума. Окончательный вариант получился очень
не плох - с трансформатором 1:1,25 усиление первого каскада составляет
91 раз!, согласитесь, практически нереально для любого малошумящего
триода (хотя я предпочитаю именно триоды - всегда и везде). Единственная
проблема состояла в том, что 6Ж52П обладает очень высокой крутизной
(порядка 55мА/В) и склонна к самовозбуждению - поэтому потребовалось
изготовить пару сеточных антипаразитных дроссельков (на схеме не указаны).
Конструкция обычна - пара десятков витков на оправке, затем пропитаны
парафином. Провод применялся от ВЧ контура приёмника выпущенного в
37 году заводом Козицкого. Кстати, сначала был реализован вариант
без сеточных дросселей, который содержал газовые стабилитроны СГ3С+СГ2С
в анодах, которые удерживали напряжение на безопасном уровне(180В)
с точки зрения возбуждения, но ток через лампы при этом был достаточно
мал и они не раскрывали себя полностью. Поэтому всё это дело было
убрано, напряжение на анодах поднялось до 240В, ток через каждую лампу
составил 20мА - тут то, наконец, лампы запели; а стабилитроны остались
торчать в корпусе, как памятник). Хочу потом подключить их на анодное
питание 6B4G, чтобы светились как индикаторы включения - красиво).
Оставшиеся
два каскада особенностей не имеют, за исключением качественных ламп
- Е88СС "Special Quality" производства Philips 50-годов и 6B4G "Sylvania"
1944 года выпуска. Анодный ток Е88СС - 10мА, 6B4G - 50мА. Наверно,
многие спросят зачем в выходном каскаде применена достаточно мощная
лампа? Ну, во-первых, от моей любви к прямонакальным триодам, во-вторых,
чтобы получить низкое выходное сопротивление,так как корректор работает
на мой предусилитель, собранный на Е88СС и имеющий достаточно низкое
входное сопротивление, так как в нём используется входной трансформатор
регулировки уровня, а в-третьих корректор с лёгкостью "тащит" любые
наушники, имеющие сопротивление от 16 Ом.
Блок
питания корректора
Анодное
питание корректора кенотронное - применены очень хорошие кенотроны
5Y3WGTA "CBS" Industrial tube 1955 года выпуска с коричневым цоколем
- по сравнению с 5Ц4М они намного лучше прорабатывают бас и середину.
В
питание первого каскада были изготовлены дроссели с индуктивностью
100 Гн, при этом их активное сопротивление составляет всего 800 Ом
- такая большая индуктивность потребовалась для того, чтобы исключить
электролитические конденсаторы (с присущей им "грязью" на верхних
частотах) в анодах ламп первого каскада.
Питание
обоих каналов осуществляется покаскадно от трёх отдельных выпрямителей
(сделано это для того, чтобы питание на каскадах каждого канала было
одинаковое), проникание усиленного сигнала из канала в канал практически
устранено развязывающими LC-фильтрами. Величина разделения каналов
намного превышает возможности любой головки.
Экзотических
деталей в блоке питания не применялось - электролитические конденсаторы
"Rubicon" и "раздетые" МБГО-2. Правда, недавно была найдена достойная
замена электролитов и МБГО неким пропиленом некоей малоизвестной фирмы,
но пока распространяться не буду, пока не опробую.

В прослушивании
и доводке аппарата использовались два виниловых проигрывателя дядюшки
Флеттчера - "Nottingam Horizon + Audio Note IQ2" и "Nottingam Spacedeck
+ Dynavector DV-20HL". Звук на обоих аппаратах был прозрачный, мощный,
быстрый и утонченный. Единственное, на МС головке, естественно, динамика
была получше. Порадовала очень хорошая прорисовка пространства - в
глубину и ширину. Инструменты звучат правильно и имеют правильные
размеры, вокруг них явственно чувствуется "воздух". Но больше всего
порадовала середина - очень проработана, звучит легко, от женского
вокала бегают мурашки, я думаю, здесь в первую очередь заслуга трансформаторов.
Николай
Гладышев,
2004г, С.Петербург.

_ 

|